Последние лет десять Bioware славится сомнительным подбором кадров и, как результат, таким же качеством игр. Сквозь слезы и превозмогание мы проходили Dragon Age II, умоляя их одуматься и сделать «Инквизицию» нормальной. Но нет… Именно поэтому я сознательно залез в кокон радиомолчания с момента анонса «Андромеды». Такой подход обеспечил максимально беспристрастный взгляд на игру, которого у меня не было со времен первой части Mass Effect.
У вас в трейлере баги! Где мои 4К, я зачем PS4 Pro покупал!!! Что это за лицевая анимация! Биоваре обленились! Провал года! Титаник затонул! И да, и нет. Не все так просто.
Не верю!
Баги в трейлерах — лишь пенка с пинты этого нового космического пива. Любой диалог выглядит фальшиво, потому что двигаются у персонажей только губы и глаза (см. ролик выше). А ведь роликов тут много. У нас даже возникали сложности со съемкой производительности (будем считать это официальным анонсом) — не получалось охватить одновременно спокойный и активный геймплей одним махом. На первой планете не проходит и 10 минут без очередного диалога. И это было бы даже неплохо, но кат-сцены действительно находятся за какой-то гранью отвратительности. Некогда новаторские диалоги превратились в актерскую игру уровня театра детского творчества «Малышка».
Масло в огонь поддает и локализация. Если не понимать, что говорят по-английски, то местами субтитры будут нести такую ахинею, что аж страшно становится. Но локализация вызывает вопросы еще с меню. Например, с каких пор настройка границ экрана стала называться настройка безопасной зоны, а яркость — калибровка монитора? Придраться к переводу с профессиональной точки зрения сложно. В большинстве случаев информация доносится верно и своевременно. Ругать хочется не переводчика, а его редактора, который со своей работой не справился. Но чьей бы виной это ни было, откровенно слабое повествование приходится буквально вытягивать из игры клещами. Если некогда мы спорили — читаем ли книгу или смотрим фильм, то сейчас остается заставлять себя играть ради истории.
Докалибровались
Bioware не умеет делать шутеры, но десять лет назад им очень хотелось. И тогда они буквально переизобрели компьютерные RPG, внеся в жанр стрельбу в реальном времени с системой укрытий. За переживаниями Шепарда следили миллионы, в Миранду влюблялись, Гаррус многим стал близким другом. Но постепенно шутера становилось все больше, а RPG — все меньше. Докалибровались. Неудивительно, что теперь, когда первый спектр человечества мертв, игроки требуют больше харизмы, больше маскулинности, больше пафосной драмы. И вообще, где наш конец света?!
Где-где, кончился 600 лет назад. Забудьте уже про этот совет, про N7, про жнецов и все, что с ними связано. Нас ждет новый мир, и мне он нравится не меньше прошлого. Здесь камни летают в воздухе, здесь ионные бури и неизвестные доселе расы. Игра сделала резкий поворот из космической (мыльной) оперы в то, какой должна была стать No Man’s Sky. Бесконечно долгим приключением с полетами от планеты к планете в поисках чуда. Это чувство зарождается еще на первой планете и все никак не хочет отпускать. Вроде бы привыкаешь, осваиваешься, но тут взору открываются умопомрачительные виды с огромными, летающими вдалеке кракозябрами. Так и хочется оседлать такую и взмыть в небо, посмотреть, что там — за парящими в воздухе скалами.
А вот пустынная планета, одна из таких, где начинается каждая часть очередных «Звездных Войн». Покрутились в поселении, постреляли, получили собственный бэтмобиль! Естественно, теперь мы колесим планету на нем. Есть два режима: обычный и 4х4. Это значит, что локации планет более-менее нелинейные и при должной сноровке можно находить разные дороги к цели. Броня позволяет проехать мимо очередной случайной стычки. Можно, конечно, каждый раз вылезать и отстреливаться, но кому это надо? Посмотрим, насколько монотонными окажутся эти поездки. Пока что есть опасения, что на каждой планете нужно просто объехать несколько монументов, активировать их и проследовать в центр, за кат-сценой.
Но даже в кат-сценах есть светлый лучик надежды. Например, падение на Habitat 7 обставлено безумно красиво. Я бы пожал руку режиссеру, но вдруг он расист или ненавидит людей с традиционной ориентацией. Сложно было приложить такое же усилие к диалогам? Звук не поражает воображение, но со своей задачей справляется. Добавляет эпичности там, где нужно, и оставляет нас в покое там, где нет. Если не задаваться задачей услышать музыку, то ее и не будет. Все органично и хорошо. Такое ощущение, что звуковики — единственные люди в Bioware, которые не зациклены на самопиаре, а просто делают свою работу.
Постреляно
Поскольку мы летели 600 лет, наши технологии безбожно устарели. Единственным логичным способом выкрутиться из сложившейся ситуации человечеству представляется крафт. Параллельно с тем, как мы бороздим космические просторы, нужно сканировать местность на хоть сколько-нибудь полезные ресурсы, чтобы потом слепить из межгалактических камней и палок новую штурмовую винтовку. Многие могут ругаться на такой подход, но если подумать, все логично.
Все болячки новой Mass Effect приходится купировать боевкой. Пожалуй, единственная часть в игре, к которой нельзя придраться в плане качества выполнения. Поступили просто: взяли систему перестрелок из прошлой части, вырезали откровенно лишнее использование скиллов напарников и добавили автоматическую систему укрытий и джетпак. Боты занимают укрытия, кидаются гранатами, посылают своих невидимых псов в ближний бой и вообще всячески подавляют игрока. Как уже можно было понять, напарники теперь сами решают — когда и какой навык пускать в ход. Все они обладают разными классами и ведут себя соответственно. Это оставляет простор для тактики, но определять ее придется при высадке на планету. Зависнуть над полем боя с джетпаком и штурмовой винтовкой — вообще бесценно. Главное — следить за здоровьем.
Другая игра
Andromeda оправдала надежды тех, кто от нее ничего не ждал. Просто это не Mass Effect. Здесь нет сюжетных нюансов, шикарных диалогов и пафоса космического масштаба. Франшизу отдали совершенно другой, максимально далекой от разработки оригинала студии. И она перепела эту космическую оперу на современный манер. Испокон веков мы хотели узнать, что там, за горизонтом. Канадские врачи показывают, что там — совершенно новый мир, и он не про великую драму, но про исследование. Конечно, нужно какое-то время, чтобы акклиматизироваться: если живешь в Мурманске, по приезду в Сочи температура тела подскакивает до 37. Перенесите эти реалии на космические масштабы — отсюда и горение у многих «староверов-Шепардарианцев».
Миры манят, бэтмобиль ездит, оружие стреляет. Большего — и не надо.
«Миры манят, бэтмобиль ездит, оружие стреляет. Большего — и не надо.»
От игр жанра РПГ обычно принято ожидать большего. Ситуация примерно как с Fallout который всё ближе к жанру шутеров. Но при этом что там, что тут шутерная механика не настолько увлекательная чтобы выезжать только на ней.
Для игры жанра РПГ этого недостаточно. Для имени студии, фактически, создавшей жанр РПГ, каким мы его знаем, это недостаточно. Для имени франшизы Mass Effect этого недостаточно.
Все так, но она по прежнему стоит того, чтобы хоть попробовать. Как тут написали: Пивовары никогда не хотели делать из Масс Эффекта РПГ. Вот и пытаются как-то выкрутиться (вполне неплохо, кстати)
Главное не снимать шлем!!!