Игра года — Tyranny
2016 год оказался богат на разные игры, хорошие и плохие. Мы решили скрасить последние два рабочих дня небольшим топом игр — по одной от каждого автора. Если вы не увидите своего фаворита у нас, это вовсе не значит, что игра плохая. Просто лично нам в души запали другие.
Всегда сложно выбирать ту самую игру года. Особенно, когда вышло так много хороших проектов. В одном только декабре нам попались: Steep, The Dwarves, Let it Die, Shadow Tactics, The Last Guardian, Dead Rising 4 и целая куча игр помельче. Но лично мне выбирать пришлось лишь среди двух проектов: Doom и Tyranny. Остальные не оставили в сердце такой большой след из реиграбельности и простого человеческого фана.
И пусть Doom чертовски хорош, РПГ от Obsidian всего за 799 рублей затрагивает какие-то потаенные нотки души. Я устал изображать из себя героя-спасителя. Наконец-то я получил возможность вырезать города, жечь деревни и казнить пленных. Почему? Потому что так сказал Кайрос. Закон его жесток, но справедлив. Если не можете убить повстанческое отродье — умрете с ними, за отсутствие компетенции. Поначалу кажется, что так и придется возиться с Архонтами-генералами до конца игры, но нет. На деле все оказывается намного интереснее. И так можно охарактеризовать всю игру. Здесь очень аккуратно замаскированы квесты подай-принеси. Вместо этого ты приходишь в локацию и решаешь — кого убить, как убить и за что.
Яркий пример: впервые попав в лагерь Алого Хора, мы обнаруживаем пленников. Одна из них яро желает присоединиться к армии Кайроса, но ее рвение и податливость вызывают подозрение даже у орды, которая не слишком разборчива в принятии новобранцев. Тут игрок, будучи Вершителем Судеб, имеет полное право вмешаться и определить ее судьбу. Варианты диалога: убить, промолчать, принять и отправить шпионом к повстанцем, принять через испытание. И кабы знать какой исход для нее наименее жесток. Но ведь мы здесь не для того, чтобы всех жалеть? В итоге, новобранца отвязывают, дают в руки большой камень и заставляют размозжить им головы двух ее раненых друзей. Будни.
Диалоги в игре — отдельная песня. Ни разу за все прохождение автор не видел, чтобы был диалог, где нет желаемого варианта ответа. Особое удовольствие доставляет тот факт, что почти всегда можно промолчать или молча посмотреть. И не как в какой-нибудь игре от Telltale Games, где игрок выбирает кота в мешке. Никогда не знаешь — промолчишь ты униженно или грозно. Здесь — всегда грозно. Вообще, в игре нам отводится роль милиционера, судьи и палача в одном лице. Мы путешествуем по землям и следим, чтобы воля Владыки Кайроса исполнялась надлежащим образом. Население бунтует? Вершитель судеб проконтролирует, чтобы виновные были наказаны. Армии не могут разобраться между собой? Вершитель судеб наведет порядок. Эдикт никак не исполнится? Вершитель судеб придет и закончит начатое. Это путь крови и ненависти, но кто-то должен это делать. Но не стоит творить справедливость направо и налево. За каждое принятое решение мы несем ответственность перед Туноном — правой рукой Владыки. И не дай Бог увидеть его в не той маске. Но не стоит бояться. Просто делай правильно и поступай по закону.
Еще со вступительной заставки, услышав первые ноты игровой музыки, понимаешь — сколько смешанных чувств принесут тебе следующие 30 часов жизни. Тут будет и смех, и слезы, и ярость, гнев, ненависть, жалость и Кайрос знает что еще. Одна лишь дочь Грейвена Аше чего стоит. Сидишь и думаешь как ты до такого опустился… Но воля Владыки нерушима и Эдикт бурь должен быть остановлен любой ценой.
Разве что боевая система немного омрачает повествование. Не то чтобы она плохая, но любая битва меркнет на фоне «мирных» событий. Эту игру приходишь читать, как хорошую книгу. История настолько обширна, что Obsidian Entertainment добавили систему ссылок в диалоги. Прямо во время разговора можно навести курсор на выделенное отдельным цветом имя или название, чтобы вспомнить — что и как. Очень удобно.
Tyranny — мой личный претендент на звание игры года. Эта игра бескомпромиссна, беспощадна, сурова и жестока. Здесь нет победителей, только проигравшие. Герой оставляет за собой след из вдов и рыдающих матерей. И им повезло, что хотя бы они выжили. Если жизнь в этом мире можно назвать везением. В игре нет баланса между добром и злом. И зло тут не такое милое, как в Overlord или Dungeon Keeper. Все запятые стоят на нужном месте: казнить, нельзя помиловать. Воля Кайроса должна быть исполнена.