Кто бы что ни говорил, а играми в жанре хоррор и всеми из него вытекающими, уже никого не удивить: должно быть темно, страшно, кроваво и, проще говоря, жутко настолько, чтобы к игроку вернулась привычка ночевать с родителями. Игры данного жанра не поддаются конструктивной критике, каждая похожа на предыдущую и зачастую не оправдывает обещанный «кирпичный дом». Исключений очень и очень мало, а те, в которых еще и сюжет грамотный — вообще можно пересчитать по пальцам.
Хоррор – это всегда халява, где для страшной-страшной атмосферы достаточно добавить парочку скримеров, заправить минимальным освещением локаций и страшными криками агонирующих жертв. Однако жанровой своей задачи (а именно — заставлять плакать и бояться темноты даже взрослого мужика) такие творения не выполняют.
Наш сегодняшний гость — игра Through the woods от норвежской компании Antagonist — как хоррор также не состоялась, но об этом позже.
Начать стоит с того, что Through the woods стала дебютом для выпустившей ее компании. Не будет преувеличением сказать, что средства на разработку собирались по принципу “с миру по нитке”: с грантов, личных средств, сэкономленных на завтраках, а также посредством попрошайничества на Kickstarter. В итоге, около 2 тысяч вкладчиков обеспечили Antagonist порядка 44 тыс. долларов, а Valve — торговую площадку.
Разумеется, ничего кардинально нового не создано: традиционный рецепт “прокачали” семейной драмой, потрясающим звуковым сопровождением (за исключением озвучки) и прочими плюшками из сторонних источников, которые уже были использованы за последние годы (как, например, хождения по лесу с фонариком из Slender’а или невозможностью раздавать люлей, как в Amnesia).
Если вы мечтали увидеть Норвежские леса, но у вас нет денег на билет — Through the woods сможет исполнить вашу мечту хотя бы отчасти. Завороженно гулять среди старых деревьев и вод местных рек можно часами, чем поначалу и занимается главный герой Эспен, пока его мама целиком и полностью погружена в свою работу. Что может пойти не так?
Вопреки всем ожиданиям, Эспена увозит на лодке какой-то неизвестный старик. Естественно, «мать-героиня» бросается за похитителем в воду и, видимо, переплыв залив в куртке, ботинках, с пустым рюкзаком и в смешной шапке, оказывается на другом берегу, где игра по сути и начинается.
Не имея под рукой ничего полезного, кроме фонарика (похоже, работающего на вечном двигателе), наша отчаянная героиня отправляется на поиски сына. Первое препятствие на пути к Эспену — отсутствие каких либо ориентиров: остров как будто бесконечен, а количество различных троп, дорог или пещер просто огромно. Спросить дорогу? Остров давно заброшен и безлюден — жанр обязывает.
Однако разработчики пожалели взрывающиеся… головы игроков и добавили в игру всяческие подсказки, помогающие продвигаться по острову и сюжету в верном направлении: кострища, исписанные рунами камни, любимые игрушки сына в виде светоотражателей (видимо, у него было много свободного времени во время похищения и очень большие карманы), перекидные мосты и деревянные избушки, давным-давно заброшенные, но, судя по зажженным в них свечам и заправленным постелям — обитаемые. Возможно, сказочными медведями.
По мере поисков Карен понимает, что ее сын стал жертвой древней норвежской страшилки о Старом Эрике — огромном великане, который похищает непослушных детей. Как настоящая “онажемать”, Карен решает, что великана нужно разыскать и наказать.
Особенность геймплея Through the woods в том, что происходящие в игре действия — уже случившиеся события. По мере прохождения игрок будет слушать записанные на диктофон куски из интервью Карен о происходившем на острове. И все бы ничего, если бы не “деревянная” озвучка главной героини. Эмоции не выражаются ни анимацией лица, ни уж тем более голосом. Абсолютно кустарный тембр, как будто героиня все время хочет спать (хотя, судя по ее работе ночами, это имеет место быть. Или нет).
Through the woods не обладает супер-пугающей атмосферой, не сдобрена резкими выскакивающими пугалками, а «страшный норвежский лес» предстает скорее как сказочная книжечка для детей в возрасте до 12 лет. Сюжет — интересный и непредсказуемый, насколько можно судить по первому вышедшему эпизоду. Происходящий на острове психодел равнодушными никого не оставит. Правда, напугать тоже не сможет. Звуковое сопровождение радует слух и добавляет атмосферности острову и существам, населяющим его.
Добротный геймплей, психологическая драма «На что способна мать ради спасения своего ребенка» с безэмоциональной актрисой, отлично прорисованный открытый мир, прекрасный саунд на задворках локаций, захватывающая история о древнем норвежском монстряке, непонятный психодел, который игрок, конечно же, обязан разгадать, и смешная шапка Карен, от которой невозможно оторваться.
4 УЖАСНЫХ ТРОЛЛЯ СО СМЕШНЫМИ ИМЕНАМИ ИЗ 10